Социальные процессы. Особенности этнических,
религиозных процессов в Украине
Каждый человек идентифицирует свою принадлежность к определенному сообществу.
Этническая самоидентификация является одной из ее базовых идентификационных практик. Чувство этнической общности в древних обществах было первым в размежевании на «своих» и «чужих». Этническое
самоопределение человека является значительно более существенным по осознание территориальной обособленности. В этничности отражаются особенности социальных практик, культурного наследия и т.д.
Феномен этнического, национального изучают этнография, социальная антропология, история, философия, политология и др. В пространстве социологической науки проблемами этнического и национального
занимается этносоциология.
Этносоциология (греч. ethnos - племя, народ) - отрасль социологии, которая исследует суть и функции различных этнических общностей (род, племя, народность, нация) с целью выяснения общих
закономерностей их взаимодействия и выработки механизмов включения в существующую систему социальных отношений.
Как научная дисциплина, она существует на стыке социологии, этнографии и истории. Предмет ее - взаимосвязь общих социальных явлений и процессов с явлениями и процессами этническими. Объект - особенности этнических проявлений социального. К числу важнейших проблем, которые она исследует, относятся:
- этнос, как социокультурная система;
- этническая
идентичность, этническая стратификация и их
восприятие;
- этническая предопределенность характерных признаков культуры и быта социальных общностей;
- этнические влияния на формирование ценностных ориентаций;
- связь национальных
факторов с особенностями
социальной структуры, миграционной и трудовой мобильности, урбанизации и т.п.;
- особенности
социальной адаптации в иноэтнической
среде;
- социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;
- сущность межнациональных конфликтов;
- этноязыковые процессы (билингвизм).
Этносоциология сосредотачивается на изучении этнической специфики общих социальных явлений, исследовании этнических проблем - национального самосознания, языка, обычаев и других элементов культуры.
Основным объектом исследования этносоциологии являются этнические общности.
Этнос — истерически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими и относительными стабильными особенностями языка, культуры, быта, психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других образований (самосознаний).
Признаками, определяющими системные свойства этноса, есть: язык, искусство, обычаи и обряды, нормы поведения, привычки и т.п. В совокупности они образуют определенную этническую культуру. Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории.
Основное условие формирования этноса - общность территории и языка (затем это становится его свойством ). В ходе развития хозяйственных связей под влиянием географической среды, контактов с другими народами складываются характерные черты материальной и духовной культуры, вырабатывается национальная психология самосознании, утверждается экономика. Иногда формированию этноса способствует общность религии. Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём этнических однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации.
Для устойчивого существования этнос стремится к социально-территориальной организации - государству.
Современные нации - продукт восходящего капитализма. Им предшествовали племя и народность.
Племя — форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе племени лежат родовые отношения. Племя объединяло 2 или несколько родов и имело свой язык, территорию, нравы и обычаи. Для племени характерно наличие формальной организации, что проявляется в наличии вождя или племенного совета. Только принадлежность индивида к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивая ему определённую долю производственного продукта, право участия в общественной жизни. С развитием производительных и социальных отношений происходит процесс укрупнения племён, образуются союзы племён. Кровнородственные связи постепенно перестают быть основой этнических общностей, всё сильнее становятся связи социальные. Вытеснение родовых отношений товарными и приводит к росту племён и к объединению их в народности.
Народность- форма языковой, территориальной, экономической и культурной общности людей, складывающейся с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладения и феодализма, предшествует образованию наций.
Народность - качественно новая общинная организация людей, основанная на территориальных и экономических связях людей, при наличии частной собственности и непримиримых антагонистических социальных общностей - классов.
Народности существует и ныне и не только в развивающихся странах, но и в некоторых развитых индустриально государствах (в Великобритании живут уэльсцы, нормандцы, галлы, во Франции - британцы и корсиканцы, в Российской федерации и в Сибири, и на Севере, на Дальнем Востоке — эвенки, юкагиры, нивхи и др.). Наиболее крупные народности консолидируются в нации.
Зарождение и развитие капиталистических отношений и привело к появлению наций. Нации - неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи капиталистического развития. Нации образуются путём объединения различных народностей на базе преодоления феодальной раздробленности, формирования капиталистического производства, требующего глубокого разделения труда, широких и прочных экономических связей, обширного и единого рынка и т.д.
Естественно нация – социально-историческое явление возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда утрачиваются экономические связи между отдельными регионами, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации нации играет государство, хотя наличие государственности - необязательный признак нации.
Нация- исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственно прежде всего общность условий жизни, т.е. экономических, общность территории, языка, известных черт психологии (сознания, интереса, национальный менталитет и т.п.). Национальный склад характера, проявляющиеся в особенностях своеобразия культуры и быта. Нация - высшая форма развития этноса. У нации уже может не быть территориальной общности, не обязательным является и наличии общего языка и религии. Объединяющим началом для нации являются общие социальные институты, нормы и ценности. Иногда нации превосходят по численности племя и народности в сотни раз. Между племенем, народностью и нацией отношения эволюционные.
Племя является самой примитивной, наиболее простой формой этнического общества, народность и нация это следующие стадии этнических объединений.
Обязательным признаком этнической общности является наличие национального самосознания - осознание общности и родства происхождении всех членов данного этнического сообщества, осознание того факта, что все члены сообщества имеют общую историю и обусловленные этой историей обычаи и традиции.
Особо следует отметить также наличие особого национального характера — общих черт поведения и реагирования на действительность, присущих членам данного коллектива.
В чем различие между нацией и народом. Народ - в обычном смысле - население государства - строго научном - исторически изменяющаяся общность людей, включая в себя ту часть, те слои, социальные классы населения, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества.
В современном мире проживает около 3,5 тыс. наций, народностей и племён. В Европе - 300 наций и народностей, в США, Канаде, Латинской Америке - 600, в Азии, Африке, Австралии - более 2600 племён, наций и народностей.
Национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, которые касаются условий выживания и развития этносов, проблемы территории, политической власти, языка, культуры, традиций, сохранения самобытности и т.п. Объективной предпосылкой возникновения и развития национально-этнических отношений является существование отдельных этнических сообществ, которые отличаются своими этнокультурными особенностями (народов, наций). По данным ООН в более чем 220 странах мира существует более 3 тыс. этнических сообществ. Многие из них проживают компактно, некоторые находятся за пределами одной страны. Таким этносом являются и украинцы, большие этнокультурные группы которых проживают за рубежом.
Национальные отношения никогда не существуют вне других общественных явлений: политических, духовных, социальных, экономических и др. Субъекты таких отношений часто демонстрируют особенности своего этнического сознания и самосознания. Поэтому межнациональные отношения, даже имея устойчивую объективную основу, разворачиваются в сфере чувств, иллюзий, национальных мифов и предубеждений.
Национальные отношения всегда имеют идеологический характер, находятся на пересечении культур. Субъектами их, как правило, являются отдельные этнические образования, хотя иногда и отдельные социальные группы и страты населения. Учитывая то, что современные этнические проблемы существуют в пределах государственных образований, чаще всего ведут речь о взаимоотношениях между титульными нациями и национальными меньшинствами.
К титульным принадлежат нации, которые компактно проживают на определенных территориях, дают название существующему государственному образованию (украинцы в Украине, эстонцы в Эстонии и др.). К национальным меньшинствам относят этнонациональные группы, не принадлежащие к титульным нациям (русское население в Балтии, немцы в Поволжье и др.). Существуют и многонациональные государства, в которых удельный вес нетитульных наций не меньше по сравнению с основным населением (Швейцария). Относить такие этносы к национальным меньшинствам некорректно ни в политическом, ни в культурном смысле: общность этнической судьбы, культур, даже национальных стереотипов делает все национальные образования в полиэтнических странах формально равноправными.
В Украине как многонациональном государстве по состоянию на 2012 г. проживало до 130
этнических сообществ численностью свыше 45,2 млн. человек. Это свидетельствует о том, что межнациональные отношения являются одним из важнейших факторов ее современной внутренней политики.
Поскольку в Украине существуют по меньшей мере три большие лингвоэтнические группы (до 40% здесь - украинцы, что говорят на украинском языке, почти 33% - русскоязычные украинцы и до 21% -
русскоязычные россияне), сложной является и лингвистическая ситуация. В неофициальном общении согласно исследованию украинских ученых преимущества не получил ни один из этих языков, в то же время
на уровне государственных институтов прослеживается попытка утвердить украинский язык как государственный во всех сферах ее функционирования.
Межнациональные отношения проявляются в экономическом, культурном, языковом и других аспектах. Часто в них доминирует разными своими гранями вопрос социальной справедливости.
Экономические национально-этнические отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей этнических образований. Эти отношения воплощены в существующем общественном разделении труда в системе экономических связей между различными национально-этническими образованиями. Не всегда это является следствием сознательной практики государства. Так, в Украине благодаря особенностям расселения российской этнической группы преимущественно в центрах урбанизации процент россиян, занятых в интеллектуальной сфере, заметно выше, чем украинцев.
Политические этнонациональные отношения касаются, прежде всего, равного участия всех этнических образований в реализации политической власти в стране и решении важнейших проблем государственной жизни. Они направлены на реализацию гражданских прав и свобод представителей различных этнических групп. Часто важными в этом отношении являются вопросы государственного устройства: есть страна с федеральным образованием на демократических началах, где предусмотрено широкое участие национальных меньшинств в реализации властных полномочий, а есть страна с унитарным устройством.
Этнонациональные отношения в сфере культуры создают возможности для контактов культур разных этнических групп. В целом весь спектр этнонациональных явлений реализуется не только существованием многих национальностей в пределах определенного государства, но и благодаря системе этнонациональных интересов. Эти интересы касаются сохранения их самобытности, развития экономики, культуры этнических групп, то есть осознанного национального самоутверждения.
Социология религии - одна из отраслей социологического знания, которое изучает религию как сложное социальное явление в разных социальных проявлениях. Социология религии рассматривает место и роль религии в обществе, развитие религии и церкви, отношение разных социальных и национальных общностей к религии, типы религии, внутреннюю структуру; функции религии, религиозные организации.
Объектисследования социологии религии - религия как социальное явление.
Предметисследования - связи, отношения, функции, структуры, процессы как у групповых взаимодействиях религиозных индивидов и общностей, так и религиозных организаций.
Религия получила название от латинского слова «религаре», что обозначает «связывать» «объединять». Это объединение человека с Богом, что совершается через веру. Религия есть то, что даёт человеку возможность единения с источником жизни, истины и блага - Богом.
Социальные функции религии:
- Мировоззренческая. Религия организует систему мировоззрения человека, определяет ее понимания мира.
- Регулятивная. Любая религия регулирует социальное поведение своих сторонников с помощью определённых моральных норм, запретов и ценностных ориентаций.
- Компенсаторская. Религия связана с чувством психологической защищенности от жизненных проблем.
- Интегральнаясостоит в способности религии объединить своих сторонников, на почве общих для них религиозных ценностей, объектов поклонение ритуалов, норм поведения.
Современная религиозная ситуация в Украине характеризуется такими тенденциями:
- среди населения Украины возрос интерес к религиозным верованиям, возрос престиж религии и церкви;
- активно возрождаются народные обычаи, традиции религиозных праздников и ритуалов;
- массовый интерес к религии сопровождается распространением нетрадиционных религий и форм верований, мистики;
- тенденция на достижение более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между разными конфессиями и вероучениями, нередко сопровождается межрелигиозными конфликтами. Имеет место внутрицерковный конфликт православной церкви, о чем свидетельствует ее деление на Украинскую Православную Церковь Московского патриархата, Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата, Украинскую Автокефальную Православную Церковь, Украинскую Православную Автокефальную Церковь Соборную;
- идет процесс становления отношений между церковью и государством.
Зеркало сайта: